Наша новая школа требует особого внимания к ребенку. Мы знаем ныне достаточно точно о том, что строй психики ребенка — ее содержание и формы — существенно отличается от психики взрослого, как говорил старик, что представления о мире у ребенка совсем иные, чем у взрослого. Мы знаем, что детская психика и порожденное ею детское искусство имеют свои законы, свой путь развития. Кроме того, мы склонны ныне утверждать, опираясь на данные науки о ребенке, что каждый возраст, в том числе и детство, имеет прежде всего самодовлеющее значение. Каждый возраст прежде всего для себя использует все свои возможности. И только тогда он становится естественной и необходимой подготовкой к следующим ступеням развития. Это следует подчеркнуть в особенности для возраста детского — поры вторичного формирования будущего взрослого человека, этому и значительное отставание, и чрезмерное убыстрив процесса детского развития не может быть признано несообразным... Вместе с тем необходимо подчеркнуть большой вред и недопустимость искусственного отделения ребенка от окружающей жизни, от современности и ее воздействий. Да это и невозможно сделать. Весь сложный комплекс реальной жизненной обстановки будет воспринят ребенком. Революция и вызываемые ею сдвиги и изменения, конечно, неизбежно окажут свое мощное воздействие на все поведение и творчество ребенка. Но детские акции на эти воздействия будут совсем иными, чем у рослого. Их содержание и форма будут обусловлены своеобразием строения детской психики и подчинены ее конам.
|